Кстати, снаряжение для кайтинга и стафф – это одно и то же.
Тему снаряги, или стаффа, как принято называть снаряжение для кайтинга – новички незаслуженно обходят стороной. Всех интересуют собственно кайты, обучение и прочие глобальные вопросы. А снаряга видится чем-то таким второстепенным, что на это и внимания обращать не стоит. Вот купим кайт – а все остальное само прирастет.
Отчасти это верно: без кайта вы никуда не полетите. Но не полетите вы и с самым лучшим кайтом, если не будет стаффа. Или если он будет плохим.
Это как с автомобилем: мощный движок не поможет, если стоят деревянные колеса. Поэтому опасно недооценивать важность подобных деталей. А почему они так важны – вы узнаете из этой статьи. Итак, обо всем по порядку.
- Трапеция для кайтинга: наденьте это немедленно
- Снаряд скольжения — для кайтинга главное снаряжение
- «Не для слабаков» или зачем нужна защита в кайтинге
Трапеция для кайтинга: наденьте это немедленно
Трапеция – это своеобразный широкий пояс, которым кайт крепится к кайтеру. Без него нельзя: одними руками вы удержите кайт даже при слабой тяге. Трапеция же надежно охватывает ваш торс, цепляя к нему кайт специальным крюком. Ваше тело превращается в противовес, и дает рукам возможность не столько удерживать, сколько управлять.
Можно долго рассказывать, какое ответственное дело – выбор трапеции. Как это сильно может повлиять и на комфорт управления, и на рост вашего мастерства. Но мы поступим проще, приведя простой пример. Где снаряжение для кайтинга даже не фигурирует.
Представьте, что вы купили обувь: красивую и модную, но не по размеру и не по назначению. Проведя в ней активный день – вы с ужасом поймете, что ходить вам больше не хочется. Даже без обуви. Знакомо?
Так вот, трапеция –то же самое. Только в отличие, скажем, от тесной обуви – на тесную трапецию давить будет не ваша масса, а тяга кайта размером от 5 до 18 кв. метров. Так доступнее? Ну и хорошо. Посмотрим, какие они бывают.
Поясная трапеция
Напоминает очень широкий пояс, размещаемый чуть ниже груди. Хорошая поясная трапеция обязательно имеет анатомические внутренние вставки и несколько боковых ремней (для более тонкой дополнительной регулировки по фигуре).
Она хорошо поддерживает спину, не стесняет движения корпуса. И в большинстве случаев выглядит очень красиво: создатели не жалеют фантазии на узоры и украшения.С помощью такой трапеции очень удобно управлять баллонным кайтом.
Почему именно балонным? Потому, что крюк трапеции будет размещен на уровне груди. И это очень гармонично совпадает с типичной длиной хода планки балонников. Пусть вам пока это не очень понятно, но поверьте на слово: в сидячей трапеции управлять балонником неудобно.
Основное назначение поясной трапеции – фристайл или короткие, необременительные каталки при хорошем ветре. Лично по нашему мнению, если вы хотите осваивать фристайл – то выбор очевиден: другая трапеция для него неудобна.
Сидячая трапеция
Идеально подходит для парафойлов. Шутливо называется «трусами», имеет вид своеобразной альпинистской «беседки». Надежно поддерживает задницу, поясницу и охватывает прочными ремнями обе ноги. Благодаря этому крюк остается в одном, наиболее естественном положении, и не сползает вверх. Чем больше регулировочных ремней на сидячке – тем лучше ее можно подогнать по фигуре.
Отдельное внимание стоит уделить ножным лямкам. На некоторых моделях они цельные (в них надо просовывать ноги), на некоторых – оборудованы застежками. С застежками хороши для путешествий (их можно быстро снять даже зимой). А для гонок лучше брать цельные: лишняя гарантия, что не расстегнутся в неудобный момент.
Выглядит сидячая трапеция, конечно, не так красиво, как поясная. Но именно она настоятельно рекомендуется для начала, т.к. обеспечивает лучшую фиксацию и поддержку.
Чтобы развеять чьи-нибудь эстетические терзания, скажем, что эти «трусы» после первого года интенсивного использования вообще перестают выделяться на пятой точке.
Впрочем, прыгать в сидячке тоже можно, хоть и не так эффектно, как фристайлисты. Однако, основное ее предназначение – служить своеобразным «креслом», в котором фрирайдер-гонщик комфортно вывешивается под кайтом.
В таких трапециях можно ехать несколько часов подряд. С поясной трапецией это невозможно: постоянная тяга вверх в области груди превратит марафон или путешествие в пытку.
Гибридная трапеция
Представляет собой поясную трапецию, к которой в качестве довеска пристрочен матерчатый задник и характерные для «сидячки» ремни для ног. Их можно спрятать, а можно выправить. На наш неискушенный взгляд – крайне неудобна ни в поясном, ни в сидячем варианте.
При использовании трапеции в качестве поясной – ремни для ног будут болтаться или сдавливаться между трапецией и спиной. А в качестве сидячки – те же ремни и поддержка пятой точки будут врезаться в тело, поскольку не имеют нужной жесткости. В отличие от «сидячки», где сама конструкция предусматривает на этом месте жесткий и надежный материал.
Но вместе с тем, гибридная трапа стоит дороже, чем обычная поясная. К чему тогда переплачивать? Проще и дешевле взять поясную, а сидячую купить при необходимости. Или наоборот.
ВЫВОД: перед покупкой трапеции определитесь, с какого именно кайта вы будете начинать и какой вид более доступен здесь и сейчас.
Начинаете с парафойла в условиях слабых ветров –берите сидячую трапецию. Комфорт и удобство в этом случае приведут к более быстрому росту.
Начинаете с балонника при хорошем раздуве –выбирайте поясную: раньше привыкнете. А потянет в гонки – сидячка покажется удобным креслом.
Снаряд скольжения — для кайтинга главное снаряжение
Лыжи, сноуборд, всевозможные летние борды для воды – да хоть коньки и санки. Снарядом скольжения называется любое снаряжение для кайтинга, которое соприкасается с планетой. В некоторых случаях используют даже маунтинборды или кайт-багги: приспособления на колесах для катания по суше без снега.
Суть снаряда скольжения в том, что именно он позволяет развивать кайту дополнительную скорость плюсом к его тяге. Если он подобран правильно — будете ехать быстро и комфортно. Если нет — шкандылять, как консервная банка по мостовой, вне зависимости от покрытия.
Но пока давайте разберемся в традиционных для нас жидкости и ее агрегатных состояниях. Снег, лед и вода – основные поверхности, по которым вам предстоит скользить. И каждая из них требует свой снаряд. Причем, даже не один. Очень многое зависит от того, что вы хотите получить от своей каталки.
Летний кайтборд
Легкая и прочная плоская доска из композитных нетонущих материалов. Оборудована в верхней части ручкой и удобными петлями для ног (падсами), а снизу – небольшими жесткими плавничками. Большинство распространенных кайтбордов являются «твинтипами», т.е. имеют одинаковые края слева и справа.
Есть и односторонние (т.н. серфборд), но начинающему райдеру со средним достатком, их финансово не потянуть. Равно как и гидрофойлы (это уже стезя профи). Начинать с вейковой доски (где вместо падсов прикручены своеобразные «боты» на шнуровке) — тоже не стоит, если только вы не бывалый вейкбордер.
Кайтборды можно условно разделить на обычные и т.н. «двери». Обычный кайтборд имеет обтекаемую веретенообразную форму, и по длине не превышает 140 см. С ним удобно прыгать, и кататься при сильном ветре. Однако, не стоит выбирать маленькую доску, если ваш вес больше 90 кг, или если вы осваиваете кайтинг в маловетреных районах.
«Двери» — это все кайтборды длиннее 145 см. Встречаются даже 170 см гиганты. Почему их называют дверями – наверное, понятно. Их выбирают тяжелые райдеры, а также любители гонок, фрирайда (путешествий) и лайтвинда (слабого ветра).
Они хорошо держат на воде при слабом раздуве, однако, не очень удобны в сильный ветер. Могут иметь контур и веретенообразный, и прямой, и вогнутый вовнутрь наподобие «косточки», но все предназначены именно для удержания равновесия в слабый ветер.
Сноуборд
Это, хорошо вам известный зимний аналог кайтборда. Он точно так же хорош для фристайлистов, хотя, впрочем, и гонки на сноубордах под парафойлами тоже проводятся. Правило то же: чем длиннее, тем удобнее для длинных дистанций, путешествий и марафонов, чем короче – тем лучше для прыжков и фристайла.
Впрочем, для зимы есть еще одно но. Кататься по ледяному покрытию на сноуборде стоит только тогда, когда уверен в прочности льда. Сноуборд крайне сложно отстрелить в экстренной ситуации, провалившись под лед, в отличие от лыж.
Лыжи
Для кайтинга подойдут только горные. Их можно разделить на три категории: карвовые, фрирайдовые и классики.
Карвовые (вогнутые по контуру) лыжи маленького размера отлично подойдут для фристайла. С ними удобно прыгать, маневрировать на небольшой площади, резко разворачиваться. А фигуры высшего пилотажа в воздухе с ними поистине неповторимы. Однако, для путешествий, марафона и фрирайда они не годятся: больших скоростей на них не разовьешь.
Тем, кто выбирает гонки и фрирайд, нужны прямые лыжи и для льда и для пухлого снега. Длинные и широкие лыжи-твинтипы (загнутые с обоих концов) – отлично подойдут к пухляку. Остроносые классическиелыжи для жестких покрытий (чем длинней, тем лучше) – для жесткого снега, наста и льда.
Кстати, из всего перечисленного, по настоящему дорого обойдутся в секонд-хендах разве что фрирайдовыетвинтипы. Их стоимость начинается от 10000 рублей. Карвовые лыжи повсеместно стоят до 10000, а вот поношенные, но крепкие классики обойдутся максимум в 3000.
ВЫВОД: маленькие доски летом, сноуборды и карвовые лыжи зимой стоит выбирать фристайлистам, работающим с сильными ветрами и баллонными кайтами. Широкие и длинные доски «двери» летом, длинные лыжи-твинтипы и жесткие классики зимой нужно покупать тем, кто любит скорость, гонки и долгие путешествия.
Это вовсе не означает, что на сноуборде вы не сможете гонять и путешествовать, а с длинными лыжами не получится прыгать Просто каждый вид снаряжения заточен под определенный профиль райдера. Но исключения всегда допускаются.
«Не для слабаков» или для чего защита в кайтинге
«Мне не нужны вот эти ваши антишоки, шлемы и наколенники» – любят говорить новички. «Я же только начинаю. Какой еще хардкор?»… Но начало – это и есть самый хардкористый хардкор. А потом вы постепенно обнаглеете, и приметесь сами искать приключений на свою пятую точку. Спорим?
Хотя нет. Спорить мы не будем. А просто назовем все защитное снаряжение для кайтинга, которое в принципе существует. Мы им обзаводились постепенно: по мере проб и ошибок, тестируемых на собственной шкуре. Хотя начинали тоже со слов «да зачем нам защита». Но ни об одном приобретении еще ни разу не пожалели.
Защитный шлем.
Особенно – зимой. И даже так: если летом на воде – еще туда-сюда, то зимой вам нечего делать без шлема, если вы решили заниматься кайтингом.
- во-первых это лучшая защита для башки – кто бы что ни говорил.
- во-вторых – под шлем практически никогда не задувает ветер (зимой это очень актуально).
- в третьих – сложно придумать более удачный способ крепления видеокамеры.
Но первый довод с лихвой перевесит все остальные. И не надо пищать, что это стремно и неудобно. На зимнем споте самым стремным будете вы без шлема. Потому что все остальные будут в шлемах. Мы не знаем ни одного кайтера, которому он не пригодился хотя бы раз.
И не равняйте по удобству современный горнолыжный шлем с каской времен первой мировой. Сейчас можно подобрать офигенный шлем любой формы и расцветки (хоть розовый с ушками). Смиритесь с аксиомой, что шлем это круто, безопасно и обязательно. И идите его покупать.
Спасательный неопреновый жилет (он же антишоковый жилет или спасик).
Это – летом. Особенно актуален, если вы обучаетесь в месте, где линия глубины меньше, чем в 50-100 метрах от берега. Тем, кто не умеет плавать – думаем, сразу понятно, почему.
Однако если вы имеете разряд по плаванию – спасик вам все равно нужен. Хотя бы потому, что в любой нештатной ситуации кроме своей шкуры вам придется спасать еще и кайт. А это: распутать и смотать планку, поймать доску, доплыть до кайта. А если еще и волнишка… Поверьте, тут будет не до кроля или брасса.
Кроме того, любой жилет за счет плавучих элементов и неопрена обладает отличным антишоковым эффектом. Зачем антишок в воде? А вы хоть раз шлепались плашмя брюхом в воду? Не пройдет и пары дней, как кайт организует вам то-же самое. Но с утроенной энергией. Так что если вам дорог ваш богатый внутренний мир – рекомендуем раздобыть спасик.
Наколенники, налокотники, антишоковые шорты.
Это тоже для зимы. В принципе — они даже не особенно пригодятся, пока вы не начнете осваивать прыжки. Для эпизодических мимолетных шишек, которые будут появляться на начальных этапах обучения — они бесполезны. В детстве мы такие синячки подорожником лечили.
А вот когда пойдут первые отрывы от планеты с последующими приземлениями на что попало — легкие пластиковые щитки на коленях и локтях очень выручат. Пригодятся и неопреновые шорты с антишоковыми вставками.
Никакой классификации по ним предлагать не будем. Достаточно сказать, что с этой задачей у нас отлично справляется обычное защитное снаряжение для роликов.
Дополнительным плюсом защиты коленей и задницы — является и защита от холода. Раскладывая или собирая кайт — редко кто не ползает по льду и снегу на коленках. В наколенниках это делать отрадно удобно.
Самогревы
Это тоже у нас считается защитой — несмотря на одноразовый характер. Самонагревающиеся стельки и вкладыши в рукавицы можно по сезону купить в любом рыболовном магазине или в сети «Спортмастер».
Пренебрегать ими ни в коем случае не нужно. Поверьте, ничто не способно так испортить самую красочную зимнюю каталку, как околевшие руки или пальцы ног. А они у вас околеют в первую очередь. И вам будет вообще не до кайтинга. Так что не поскупитесь на этот важный элемент защиты от холода.
Собственно, это все, что мы хотели рассказать здесь про снаряжение для кайтинга. Разумеется — с точки зрения самых обыкновенных провинциальных кайтеров. Зато, на наш взляд, все разъяснения вышли понятными и простыми. Будем рады, если они вам помогут! А если хотите узнать больше — то вот вам целый список полезных статей!